Какие бывают театры?
Театр — это вид искусства, в котором основное внимание уделяется одному или нескольким актерам, играющим определенные и заранее запланированные роли. Театральные представления можно разделить на несколько различных видов. Именно театральное искусство позволяет нам ощущать и стимулировать эмоции и чувства, которые таятся глубоко внутри нас. Когда мы смотрим спектакль, мы чувствуем его всем телом и душой. Итак, давайте узнаем немного больше о самом театре, его видах и структуре.
Театр определяется как исполнительское искусство, которое в основном основано на том, что есть хотя бы один персонаж — актер или группа актеров, целью которых является представление словами, жестами, эмоциями, мимикой и художественной мимикой. Очевидно, это делается не ради самого искусства, а прежде всего для публики, которая намеренно приходит посмотреть, что может предложить актер или группа актеров.
Виды театров
Европейский театр зародился в Древней Греции. Дважды в год устраивались Дионисии, т.е. праздники в честь Диониса (бога рождения, плодородия, а также великого веселья и вина). Весенняя Великая Дионисия была серьезной, она проходила в дни равноденствия. Осенний Малый Дионисий — аналог сегодняшнего праздника урожая. Великие Дионисии породили трагедию, Малые – воспетые в деревне – комедию.
Первоначально в античном театре выступали хор и корифей. По мере развития театра появлялись новые актеры. Например, Софокл (автор «Антигоны») решил, что на сцене одновременно могут находиться три актера. Со временем количество актеров увеличивалось, а также появлялись различные драматические жанры.
«Корни театра также можно найти в ритуальных танцах первобытных общин, например, негритянских и индейских племен. Разыгрывание сцен охоты и боев у костра — не более чем театрализованное представление»
Сквозь века, или как развивался театр
Романтический театр
Это театр, который сознательно порвал со всеми ограничениями классической драмы. Здесь гротеск переплетается с трагедией, народные герои столь же важны, как и представители дворянства. Введены монументальные коллективные цены — настолько мощные, что их зачастую сложно реализовать на сцене из-за огромного количества действующих лиц. Драма имеет открытую композицию — нет четкого действия, сцены слабо связаны друг с другом, некоторые драмы вообще не разделены на акты и сцены. Тема — власть, драма личности, бунт, мораль, любовь. Важнейшим элементом романтической драмы является романтический герой — личность незаурядная, очень сложная, часто не в ладах с обществом.
Модернистский театр (рубеж 19-20 веков)
В эту эпоху в театре было много отсылок как к античности, так и к романтизму. Привнесены сказочные и народные мотивы, много фантазии. Была создана концепция огромного театра, т.е. театра, который стал бы соединением литературы, музыки и искусства. Большое внимание уделялось символизму.
Театр в межвоенный период
Говорить о единообразии театральных спектаклей, поставленных в эту эпоху, все труднее. Были и серьезные драмы, и комедии. Часто в пьесах мир деформирован, содержание эпатажно, здесь доминируют пародия и гротеск, отсутствие хронологии, часто кажется, что и смысла тоже нет.
Драматические жанры в театре
Как в эпосе мы различаем роман, повесть, повесть, а в лирике — сонет, оду и гимн, так и в театральной драме существуют различные жанры.
Трагедия — ассоциировать с Антигоной Софокла
Древнейший и долгие годы считающийся самым совершенным жанром драмы. Создан в Древней Греции. Авторы трагедии были связаны очень строгими правилами. Принцип трех единств (единство времени — действие происходило в течение одного дня, единство места — действие происходило в одном месте, единство действия — действие касалось одной нити). Принцип приличия – серьезные темы можно было писать только в торжественном, серьезном стиле. Герои происходили из вельможных и королевских семей. Судьбу героев решала Судьба, то есть судьба — от нее невозможно было убежать. Трагедия заканчивалась плохо для героев. Но почему? Потому что герои были поставлены в безвыходное положение (это трагический конфликт — что бы они ни делали, от своей судьбы им не уйти).
Шекспировская (елизаветинская) драма
Нет правила трех единств. Лирические и эпические элементы свободно переплетались с драмой. На сцене появились фантастические персонажи. Даже в самые трагические моменты присутствовали комические элементы (т.е. отбрасывался принцип приличия).
Романтическая драма
Отрыв от требований классической драматургии и обращение к драме Шекспира. Принцип трех единств и принцип приличия (т. е. обязанность подгонять стиль к рассказываемой ситуации) были отвергнуты. Были введены фантастические персонажи и открытая композиция (отдельные сцены драмы не обязательно должны быть связаны друг с другом, они не должны вытекать друг из друга). Вводился также жанрово-жанровый синкретизм (использование различных литературных жанров — в романтической драме легко найти элементы поэзии и эпоса).
Комедия
Возникла как противоположность трагедии. Это произведение с веселой темой, живым действием и удачным решением для героев. Выделяют комедию языковую — возникающую в результате того, как персонажи разговаривают, ситуационную — моменты, вызывающие смех, характеры — персонажи представлены в карикатурном виде. До времен Мольера комедия считалась низшим жанром драмы, предназначенным для необразованных людей. Мольер создал тип моральной комедии, показывающий специфические социальные недостатки — этот тип называют комедией характеров.
Опера
Словесно-музыкальное представление, состоящее из сольных вокальных номеров (арий), хоровых партий, оркестровых номеров и балетных эпизодов. Опера состоит из либретто. Оперетта — тоже словесно-музыкальное зрелище, но с гораздо более легкой тематикой и развлекательным характером.
Гротескная драма
Жанр современной драмы, характерный для ХХ века (театр абсурда). В гротескной драме не действуют правила классической драмы (нет разделения на сцены и акты, действие не должно двигаться вперед, мир представлен вверх ногами). Гротескные драмы критикуют стереотипное мышление, издеваются над зрителем (или читателем) и подрывают смысл мира.
Кабаре
Сатирическое шоу. Сочетание драмы и музыки. Легкие темы (часто политические и социальные), развлекательного назначения. Кабаре-шоу состоит из куплетов (песен), скетчей (коротких сценок) и сатирических монологов.
Вертеп
Народное театрализованное представление, связанное с обрядами Рождества. В вертепах принимают участие характерные персонажи – Иисус, царь, ангел, смерть.
Театротерапия, или целебная сила театра
Театротерапия – это концепция, основным посылом которой является образование через театр. К его основным целям относится достижение внутреннего роста и обогащение личности благодаря очищающему действию на психику человека. Театротерапия осуществляется через спонтанное театрализованное представление, которое помогает снять подавленные чувства, что в какой-то мере позволяет стать тем человеком, которым вы хотите быть. Театротерапия используется как в групповой терапии детей и подростков, так и взрослых, становится все более популярной в России.
Существует три вида театротерапии: психодрама, драма и пантомима. Как это работает?
Истоки лечебного применения театра следует искать уже в древности, так как они связаны с древними представлениями о катарсисе и мимесисе. Мимесис, или «подражание», позволял отражать реальность человеку, значение катарсиса («очищения») объяснял сам Аристотель. По его словам, именно выражение чувств приводит актеров и зрителей постановки в состояние освобождения и очищения, что важно, когда речь идет о терапевтическом измерении этого состояния психики человека.