Какие бывают театры?

Театр — это вид искусства, в котором основное внимание уделяется одному или нескольким актерам, играющим определенные и заранее запланированные роли. Театральные представления можно разделить на несколько различных видов. Именно театральное искусство позволяет нам ощущать и стимулировать эмоции и чувства, которые таятся глубоко внутри нас. Когда мы смотрим спектакль, мы чувствуем его всем телом и душой. Итак, давайте узнаем немного больше о самом театре, его видах и структуре.

Что такое театр?

“Театр — это также термин, который используется для определения помещения, в котором проходят представления”

Театр определяется как исполнительское искусство, которое в основном основано на том, что есть хотя бы один персонаж — актер или группа актеров, целью которых является представление словами, жестами, эмоциями, мимикой и художественной мимикой. Очевидно, это делается не ради самого искусства, а прежде всего для публики, которая намеренно приходит посмотреть, что может предложить актер или группа актеров.

Виды театров

Драматический театр

Вид исполнительского искусства, при котором актер или группа актеров разыгрывают пьесу для публики вживую.
Музыкальный театр

Вид театра, в котором исполняются драматические и музыкальные произведения. Для этих произведений характерна большая доля музыки в исполнении – игра на инструментах, пение и танцы. Текст поется в большинстве жанров, поставленных в музыкальном театре, а также может произноситься реже в отдельных фрагментах.
Уличный театр

Театр, где спектакли проходят на улицах, в парках и скверах города. Здесь нет традиционных театральных средств, таких как сцена, занавес, кулисы, декорации или свет. Импровизация и непосредственный контакт со зрителем, который может стать активным участником спектакля.

Опера

Это сценическое вокально-инструментальное музыкальное произведение, в котором музыка взаимодействует с действием. Суть этого музыкального жанра в соединении искусств — слова, музыки, искусства, движения, жеста и актерского мастерства. Опера обычно состоит из вокальной и оркестровой частей.
Балет

Это вид театрализованного представления, в котором основным выразительным средством является танец, исполняемый танцорами согласно хореографии, в сопровождении музыки и на фоне.
Пантомима

Тип спектакля, в котором актер не использует свой голос, а только разыгрывает спектакль, используя движения, язык тела и жесты. Часто, но не всегда, его лицо окрашено в белый цвет.
Кукольный театр

Своего рода театр, где вместо актеров играют куклы. Основное выразительное средство — театральная кукла, оживляемая актером-кукольником, чаще всего спрятанная за ширмой, иногда появляющаяся с куклой на сцене. Основные виды театральных кукол: ручная кукла, марионетка.
Театр теней

Своего рода кукольный театр, в котором зритель наблюдает за тенями, отбрасываемыми на экране декорациями, бутафорией, куклами и актерами. Данный вид театра был основан в Китае в 3 веке до нашей эры, наибольшую популярность он приобрел на Дальнем Востоке.

Как создавался театр?

Европейский театр зародился в Древней Греции. Дважды в год устраивались Дионисии, т.е. праздники в честь Диониса (бога рождения, плодородия, а также великого веселья и вина). Весенняя Великая Дионисия была серьезной, она проходила в дни равноденствия. Осенний Малый Дионисий — аналог сегодняшнего праздника урожая. Великие Дионисии породили трагедию, Малые – воспетые в деревне – комедию.

Первоначально в античном театре выступали хор и корифей. По мере развития театра появлялись новые актеры. Например, Софокл (автор «Антигоны») решил, что на сцене одновременно могут находиться три актера. Со временем количество актеров увеличивалось, а также появлялись различные драматические жанры.

«Корни театра также можно найти в ритуальных танцах первобытных общин, например, негритянских и индейских племен. Разыгрывание сцен охоты и боев у костра — не более чем театрализованное представление»

Сквозь века, или как развивался театр

Древний театр

Представления проходили на открытом воздухе, в амфитеатре. Амфитеатры располагались так, что даже зритель в последнем ряду мог слышать все, что говорится на сцене. Спектакли вызывали у зрителей очень сильные эмоции, именуемые катарсисом (очищением). Актеры были в масках, которые определяли характеры сыгранных ими персонажей (плохие, добрые, трусливые, жестокие). Чтобы его было хорошо видно даже издалека, актер носил туфли на танкетке и яркий костюм. Все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Средневековый театр

В нем преобладала религиозная тематика. Больше всего ставились мистерии, т. е. пьесы, представляющие фрагменты библейских сюжетов. Эти эпизоды были, конечно, хорошо известны публике. Кроме них разыгрывались и нравоучительные пьесы – произведения, задачей которых было воспитание зрителей, указание на идеалы и ценности, которым должен следовать верующий человек. Герой морализаторства был обычным человеком, которому предстояло сделать выбор между добром и злом, а затем нести последствия своих решений. Актерами по-прежнему оставались только мужчины. Развлечением в средневековой Европе были выступления странствующих артистов. Они представляли акробатические номера, пели и танцевали. И получали за это деньги от собравшихся зрителей.

Елизаветинский театр

Ярким представителем этой эпохи является Уильям Шекспир. Он бросил вызов требованиям классической (античной) драматургии, выводил на сцену фантастических персонажей: призраков, привидений, ведьм. Темы пьес Шекспира: власть, любовь, мораль, трудный выбор. В спектаклях уже нет хора, есть разделение на акты и сцены. Актеры не носят масок. Пьесы Шекспира смотрели сильные мира сего, магнаты. Были еще представления передвижных театральных трупп для простого народа.

Просветительский театр

Важнейшим представителем этой эпохи в театре является Мольер — он писал комедии, нацеленные на пороки французской буржуазии. Его комедии построены по принципу триединства, реалистичны (без элементов фантастики), персонажи однозначны (хорошие или плохие). Просветительский театр выполнял дидактическую функцию, в соответствии со словами Мольера: «Самый страшный удар наносится слабостям, выставляя их на посмешище мира».

Романтический театр

Это театр, который сознательно порвал со всеми ограничениями классической драмы. Здесь гротеск переплетается с трагедией, народные герои столь же важны, как и представители дворянства. Введены монументальные коллективные цены — настолько мощные, что их зачастую сложно реализовать на сцене из-за огромного количества действующих лиц. Драма имеет открытую композицию — нет четкого действия, сцены слабо связаны друг с другом, некоторые драмы вообще не разделены на акты и сцены. Тема — власть, драма личности, бунт, мораль, любовь. Важнейшим элементом романтической драмы является романтический герой — личность незаурядная, очень сложная, часто не в ладах с обществом.

Модернистский театр (рубеж 19-20 веков)

В эту эпоху в театре было много отсылок как к античности, так и к романтизму. Привнесены сказочные и народные мотивы, много фантазии. Была создана концепция огромного театра, т.е. театра, который стал бы соединением литературы, музыки и искусства. Большое внимание уделялось символизму.

Театр в межвоенный период

Говорить о единообразии театральных спектаклей, поставленных в эту эпоху, все труднее. Были и серьезные драмы, и комедии. Часто в пьесах мир деформирован, содержание эпатажно, здесь доминируют пародия и гротеск, отсутствие хронологии, часто кажется, что и смысла тоже нет.

Современный театр (с конца Второй мировой войны до наших дней)

Это век театральных экспериментов. Мир в драме искажен, карикатурен. В работах много гротеска, абсурда и символов. Смешаны литературные жанры, трудно определить место и время действия, отсутствует хронология событий. Режиссеры также используют классические пьесы (созданные в другие эпохи), но преподносят их по-новому, часто противоречиво, ища в них новое содержание.

Драматические жанры в театре

Как в эпосе мы различаем роман, повесть, повесть, а в лирике — сонет, оду и гимн, так и в театральной драме существуют различные жанры.

Трагедия — ассоциировать с Антигоной Софокла
Древнейший и долгие годы считающийся самым совершенным жанром драмы. Создан в Древней Греции. Авторы трагедии были связаны очень строгими правилами. Принцип трех единств (единство времени — действие происходило в течение одного дня, единство места — действие происходило в одном месте, единство действия — действие касалось одной нити). Принцип приличия – серьезные темы можно было писать только в торжественном, серьезном стиле. Герои происходили из вельможных и королевских семей. Судьбу героев решала Судьба, то есть судьба — от нее невозможно было убежать. Трагедия заканчивалась плохо для героев. Но почему? Потому что герои были поставлены в безвыходное положение (это трагический конфликт — что бы они ни делали, от своей судьбы им не уйти).

Шекспировская (елизаветинская) драма
Нет правила трех единств. Лирические и эпические элементы свободно переплетались с драмой. На сцене появились фантастические персонажи. Даже в самые трагические моменты присутствовали комические элементы (т.е. отбрасывался принцип приличия).

Романтическая драма
Отрыв от требований классической драматургии и обращение к драме Шекспира. Принцип трех единств и принцип приличия (т. е. обязанность подгонять стиль к рассказываемой ситуации) были отвергнуты. Были введены фантастические персонажи и открытая композиция (отдельные сцены драмы не обязательно должны быть связаны друг с другом, они не должны вытекать друг из друга). Вводился также жанрово-жанровый синкретизм (использование различных литературных жанров — в романтической драме легко найти элементы поэзии и эпоса).

Комедия
Возникла как противоположность трагедии. Это произведение с веселой темой, живым действием и удачным решением для героев. Выделяют комедию языковую — возникающую в результате того, как персонажи разговаривают, ситуационную — моменты, вызывающие смех, характеры — персонажи представлены в карикатурном виде. До времен Мольера комедия считалась низшим жанром драмы, предназначенным для необразованных людей. Мольер создал тип моральной комедии, показывающий специфические социальные недостатки — этот тип называют комедией характеров.

Опера
Словесно-музыкальное представление, состоящее из сольных вокальных номеров (арий), хоровых партий, оркестровых номеров и балетных эпизодов. Опера состоит из либретто. Оперетта — тоже словесно-музыкальное зрелище, но с гораздо более легкой тематикой и развлекательным характером.

Гротескная драма
Жанр современной драмы, характерный для ХХ века (театр абсурда). В гротескной драме не действуют правила классической драмы (нет разделения на сцены и акты, действие не должно двигаться вперед, мир представлен вверх ногами). Гротескные драмы критикуют стереотипное мышление, издеваются над зрителем (или читателем) и подрывают смысл мира.

Кабаре
Сатирическое шоу. Сочетание драмы и музыки. Легкие темы (часто политические и социальные), развлекательного назначения. Кабаре-шоу состоит из куплетов (песен), скетчей (коротких сценок) и сатирических монологов.

Вертеп
Народное театрализованное представление, связанное с обрядами Рождества. В вертепах принимают участие характерные персонажи – Иисус, царь, ангел, смерть.

Театротерапия, или целебная сила театра

Театротерапия – это концепция, основным посылом которой является образование через театр. К его основным целям относится достижение внутреннего роста и обогащение личности благодаря очищающему действию на психику человека. Театротерапия осуществляется через спонтанное театрализованное представление, которое помогает снять подавленные чувства, что в какой-то мере позволяет стать тем человеком, которым вы хотите быть. Театротерапия используется как в групповой терапии детей и подростков, так и взрослых, становится все более популярной в России.
Существует три вида театротерапии: психодрама, драма и пантомима. Как это работает?

Психодрама определяется как спонтанное театральное представление, позволяющее визуализировать и заново пережить межличностные конфликты в терапевтических рамках. Участники психодрамы должны говорить о себе и своих чувствах.
Участники драмы вольны выбирать свои роли, а также имитировать различные ситуации, людей или переживания, наблюдаемые в реальности.
Пантомима представляет собой немое представление. Таким образом, доминирующими средствами выражения в ее случае являются движения, жесты и мимика. Благодаря этому пантомима использует невербальную коммуникацию. Так называемой лечебная пантомима (в отличие от классической пантомимы, предназначенной для сценического исполнения), также известная как психогимнастика. 

Истоки лечебного применения театра следует искать уже в древности, так как они связаны с древними представлениями о катарсисе и мимесисе. Мимесис, или «подражание», позволял отражать реальность человеку, значение катарсиса («очищения») объяснял сам Аристотель. По его словам, именно выражение чувств приводит актеров и зрителей постановки в состояние освобождения и очищения, что важно, когда речь идет о терапевтическом измерении этого состояния психики человека.