Как поставить спектакль

Каждый из вас может стать актером, пусть даже на несколько часов! Подражание – одно из любимых человеческих занятий, будь то дети или взрослые. Притворяться кем-то другим — интересный опыт, но это работает и в обратную сторону – мы всегда восхищается теми, кто может удачно сыграть роль! Ничто не мешает вам создать собственную постановку. Мы расскажем вам шаг за шагом, как поставить спектакль. Спойлер – вам понадобятся актеры, сцена и сценарий. Дальше – детально.

79c6d1_b6d82eec07f545109a5e2673f740bee2_mv2

Актеры

Мы предполагаем, что среди вас уже есть желающие, которые хотят раскрыть перед зрителями свой актерский талант или хотя бы попробовать свои силы в этом ремесле. Соберите группу актеров! Дайте каждому шанс проявить себя – разместите объявление о наборе в театральный коллектив с соцсетях или отправьте сообщение друзьям. Поначалу вам даже не обязательна тема, когда все соберутся вместе, вы обязательно что-нибудь придумаете.

Сцена

Оглянитесь на свой задний двор — как правило, в каждом найдется место, которое можно использовать для импровизационной сценки. Важно, чтобы она была хорошо выставлена и видна. Это может быть, например, участок земли, расположенный выше, широкая стена, площадь или просто обведенное мелом место. Если у вас во дворе есть вешалка для одежды – у вас уже есть очень хорошее место для сцены! На него можно накинуть занавеску (сделанную из старых портьер, пледов или простыней), которая будет выставляться перед каждым выступлением. За кулисами исполнители смогут подготовиться, а затем выступить во всей красе перед зрителями. Если вы решили петь под фоновую музыку — важно, чтобы сцена находилась недалеко от источника питания. Украсить сцену можно декорациями, сделанными своими руками – это могут быть кусочки картона, раскрашенные разноцветными красками, воздушные шары, разноцветные растяжки. Если вы переживаете, что в сумерках мало что сможете увидеть – осветите сцену светильниками – чем больше, тем лучше. Конечно, если ваш бюджет позволяет, вы можете арендовать профессиональную театральную сцену.

Текст

В начале, чтобы немного попрактиковаться в актерском мастерстве, можно разыграть несколько не связанных между собой сценок, в которых каждый из вас будет пытаться пародировать известного человека или сказочного персонажа. Такое упражнение поможет вам раскрыть возможности вашего тела и голоса. При подражании важнее всего уловить характерные черты изображаемого человека – его манеру движения, часто повторяющиеся жесты (например, как он поправляет очки или жестикулирует во время разговора), тон голоса и манеру говорить, наиболее распространенные изречения, манера одеваться, прическа, макияж.

20_main

Разыгрывание таких сценок можно совместить с игрой в угадайку: Кто я? Во время такого занятия мы рекомендуем вам обмениваться комментариями о вашей игре. Прислушивайтесь к критическим отзывам, вносите улучшения и исправления. Это поможет вам улучшить мастерство. В этой игре цель не в том, чтобы удивить угадывающего – если никто не может угадать, чью роль играет актер, значит, артисту нужно еще практиковаться. Если вы обнаружите, что сцены у вас складываются на удивление хорошо, и вы можете сыграть все – вы можете принять вызов сыграть в театральной постановке. Вы даже можете сами написать сценарий и разработать диалоги!

Как написать сценарий для постановки спектакля?

b2ap3_large_153-002

Решите вместе, какой спектакль вы хотели бы подготовить. Грустный или смешной? И о чем? Сцены из «реальной жизни» или, может быть, из заколдованного, сказочного мира? Это должно быть просто развлечением и шутками или поводом донести какой-то важный контент?

Выберите тему

Вам интересно, какая тема подойдет для театральной постановки? Здесь вы не ограничены какими-либо требованиями. Выберите тему, в которой вы чувствуете себя комфортно или знаете очень хорошо. Вас могут вдохновить книги, которые вы читали, фильмы, которые вы смотрели, и легенды, которые вы слышали. У вас может возникнуть соблазн подготовить спектакль по мотивам известной сказки, семейной истории или приключения, которое вы пережили самостоятельно. В вашем творчестве могут появиться разные персонажи: дети, взрослые, животные, сказочные существа, призраки или даже инопланетяне. Чтобы разнообразить спектакль и придать ему неповторимый характер, можно пародировать известных персонажей или перенести их в современность.

При задании темы возьмите с собой карточки – на них вы будете записывать все идеи, которые придут вам в голову. Оцените и обсудите их. Если не можете определиться – вам поможет голосование или розыгрыш. Ничто не мешает темам быть смешными и совершенно безумными, например, космическое приключение, Красная Шапочка в мире роботов, Школьное приключение про маленького кенгуру, Похищение круассана из кладовки карлика. Только подумайте: сколько смеха и веселья будет во время написания текстов, во время репетиций и, конечно же, во время просмотра спектакля на сцене зрителями!

Напишите сценарий

Предположим, у вас уже есть отличная тема. Осталось перенести идею на бумагу, чтобы написать сценарий, а потом — на сцену, чтобы поставить по нему пьесу. Прежде чем приступить к написанию, вы должны знать, каковы основные элементы сценария.

Каждая театральная пьеса состоит из актов, то есть частей. Одно действие происходит в одной обстановке, например, в пьесе о похищении круассана действие может происходить в кладовой (гномы заметят исчезновение круассана). Если гномы отправятся в лес на поиски, произойдет второй акт. Если они потом вернутся в кладовку и выяснится, что круассан не похитили, а спрятали – последует третий акт. Проще говоря: смена места требует другого действия. А следующий акт требует смены декораций. Обязательно учитывайте это при написании сценария! Если вы не хотите или не имеете возможности часто менять декорации – можно остановиться на одном акте. Одноактная пьеса тоже может быть отличным спектаклем.

Идем дальше: действие разделено на сцены. Сцена – это часть действия, в котором участвует определенное количество людей. Если их количество меняется – может быть еще одна сцена, например, в кладовой гном скорбит о потере круассана – это первая сцена. Если другие гномы прибегут спросить, что случилось – последует вторая сцена. Количество сцен в номере может быть любым. Разделение на сцены не так важно, как разделение на акты — оно не меняет декорации. Однако вам нужно знать его, чтобы знать, в какой момент данный актер выходит на сцену. Именно по этим причинам в сценарии должно быть четкое деление на сцены — это значительно облегчает разучивание роли, репетиции и игру.

В сцене будут выступать люди, то есть актеры. Они будут говорить вещи: монологи или диалоги. Монолог — это вопрос, высказанный одним актером в одной сцене, например, оплакивание карликом потерянного круассана. Монолог не должен быть слишком длинным, потому что аудитория может быстро надоесть. Хороший сценарий должен содержать много диалогов, т.е. вопросов, в которых участвуют как минимум два человека. Диалогом может быть, например, ссора двух гномов из-за беспорядка в кладовой или совместный допрос многих гномов о том, что случилось с круассаном. Монологи и диалоги не обязательно должны быть рифмованы — все зависит от вашего творчества. Вы можете смешивать стили, например, переплетать нерифмованные строки с рифмованными песнями.

Помимо диалогов и монологов, в сценарии присутствует побочный текст, то есть ремарки. Это комментарии и подсказки об обстановке, поведении или внешнем виде актеров. По мере изучения роли обращайте на них внимание — они сообщат вам детали сцены.

Пример сценария для собственного спектакля

Мы приведем пример:

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена I

Кухня в домике гномов. Слева от сцены есть полка с посудой. Справа – бочка с водой, над ней полка с поваренными книгами. Посреди кухни стоит деревянная скамейка. На заднем плане – открытый шкаф. Гномик Вася сидит на скамейке и занят лущением орехов. За ним, у буфета, суетится гномик Петя. Он поочередно открывает шкафы, переставляет внутри кастрюли и явно что-то ищет.

Петя

(поворачивается к Васе)

Не знаешь, где мой круассан?

Вася

Нет, я его не трогал!

Петя

Я пойду искать его в лесу!

(уходит со сцены)

Вася

(с насмешкой)

Долго же придется искать!

Конец первой сцены

Важные советы

oExCxmhMiR4

Приведем несколько практических советов по созданию театральной постановки:

  • При написании сценария помните, что у каждого должна быть своя роль. Ролей должно быть как минимум столько, сколько желающих исполнить. Их может быть даже больше — один человек может играть две второстепенные роли в двух разных актах.
  • Не забудьте вывесить афишу театра на видном для коллег и соседей месте. В ней должны быть указаны название поставленного спектакля, фамилии актеров (с разбивкой по ролям), дата и место постановки спектакля.
  • Вам понадобится время, чтобы выучить роль – потратьте на это несколько дней. По истечении этого времени проведите одну или две репетиции, чтобы попрактиковаться в актерском мастерстве. Обмен критическими мнениями. Может быть, нужны будут какие-то поправки?
  • Разработайте декорации и назначьте ответственного за реквизит (все предметы, используемые в спектакле). Подготовьте сцену и место для зрителей.
  • Назначьте человека в качестве суфлера, скрытого за занавеской. Если вы забудете текст – он придет вам на помощь. Конечно, он должен иметь при себе сценарий.

Надеемся, что вы сможете написать хотя бы краткий сценарий театральной постановки и поставить спектакль, который доставит массу удовольствия, как актерам, так и зрителям – и маленьким и взрослым!

Какие бывают театры

Театр – это вид искусства, в котором основное внимание уделяется одному или нескольким актерам, играющим определенные и заранее запланированные роли. Театральные представления можно разделить на несколько различных видов. Именно театральное искусство позволяет нам ощущать и стимулировать эмоции и чувства, которые таятся глубоко внутри нас. Когда мы смотрим спектакль, мы чувствуем его всем телом и душой. Итак, давайте узнаем немного больше о самом театре, его видах и структуре.

11cc0b2aac455efa0e0b4a3244902e33

Что такое театр?

Театр определяется как исполнительское искусство, которое в основном основано на том, что есть хотя бы один персонаж – актер или группа актеров, целью которых является представление словами, жестами, эмоциями, мимикой и художественной мимикой. Очевидно, это делается не ради самого искусства, а прежде всего для публики, которая намеренно приходит посмотреть, что может предложить актер или группа актеров.

«Театр — это также термин, который используется для определения помещения, в котором проходят представления»

Виды театров

medium_26_02_Интуиция_прогон_PRMK_web_17-01

  • Драматический театр

Вид исполнительского искусства, при котором актер или группа актеров разыгрывают пьесу для публики вживую.

  • Музыкальный театр

Вид театра, в котором исполняются драматические и музыкальные произведения. Для этих произведений характерна большая доля музыки в исполнении – игра на инструментах, пение и танцы. Текст поется в большинстве жанров, поставленных в музыкальном театре, а также может произноситься реже в отдельных фрагментах.

  • Уличный театр

Театр, где спектакли проходят на улицах, в парках и скверах города. Здесь нет традиционных театральных средств, таких как сцена, занавес, кулисы, декорации или свет. Импровизация и непосредственный контакт со зрителем, который может стать активным участником спектакля.

  • Опера

Это сценическое вокально-инструментальное музыкальное произведение, в котором музыка взаимодействует с действием. Суть этого музыкального жанра в соединении искусств – слова, музыки, искусства, движения, жеста и актерского мастерства. Опера обычно состоит из вокальной и оркестровой частей.

  • Балет

Это вид театрализованного представления, в котором основным выразительным средством является танец, исполняемый танцорами согласно хореографии, в сопровождении музыки и на фоне.

  • Пантомима

Тип спектакля, в котором актер не использует свой голос, а только разыгрывает спектакль, используя движения, язык тела и жесты. Часто, но не всегда, его лицо окрашено в белый цвет.

  • Кукольный театр

Своего рода театр, где вместо актеров играют куклы. Основное выразительное средство — театральная кукла, оживляемая актером-кукольником, чаще всего спрятанная за ширмой, иногда появляющаяся с куклой на сцене. Основные виды театральных кукол: ручная кукла, марионетка.

  • Театр теней

Своего рода кукольный театр, в котором зритель наблюдает за тенями, отбрасываемыми на экране декорациями, бутафорией, куклами и актерами. Данный вид театра был основан в Китае в 3 веке до нашей эры, наибольшую популярность он приобрел на Дальнем Востоке.

Как создавался театр?

epidaurus-1920

Европейский театр зародился в Древней Греции. Дважды в год устраивались Дионисии, т.е. праздники в честь Диониса (бога рождения, плодородия, а также великого веселья и вина). Весенняя Великая Дионисия была серьезной, она проходила в дни равноденствия. Осенний Малый Дионисий — аналог сегодняшнего праздника урожая. Великие Дионисии породили трагедию, Малые – воспетые в деревне – комедию.

Первоначально в античном театре выступали хор и корифей. По мере развития театра появлялись новые актеры. Например, Софокл (автор «Антигоны») решил, что на сцене одновременно могут находиться три актера. Со временем количество актеров увеличивалось, а также появлялись различные драматические жанры.

«Корни театра также можно найти в ритуальных танцах первобытных общин, например негритянских и индейских племен. Разыгрывание сцен охоты и боев у костра — не более чем театрализованное представление»

Сквозь века, или как развивался театр

  • Древний театр

teatr-v-drevnej-grecii

Представления проходили на открытом воздухе, в амфитеатре. Амфитеатры располагались так, что даже зритель в последнем ряду мог слышать все, что говорится на сцене. Спектакли вызывали у зрителей очень сильные эмоции, именуемые катарсисом (очищением). Актеры были в масках, которые определяли характеры сыгранных ими персонажей (плохие, добрые, трусливые, жестокие). Чтобы его было хорошо видно даже издалека, актер носил туфли на танкетке и яркий костюм. Все роли, даже женские, исполняли мужчины.

  • Средневековый театр

image_1

В нем преобладала религиозная тематика. Больше всего ставились мистерии, т. е. пьесы, представляющие фрагменты библейских сюжетов. Эти эпизоды были, конечно, хорошо известны публике. Кроме них разыгрывались и нравоучительные пьесы – произведения, задачей которых было воспитание зрителей, указание на идеалы и ценности, которым должен следовать верующий человек. Герой морализаторства был обычным человеком, которому предстояло сделать выбор между добром и злом, а затем нести последствия своих решений. Актерами по-прежнему оставались только мужчины. Развлечением в средневековой Европе были выступления странствующих артистов. Они представляли акробатические номера, пели и танцевали. И получали за это деньги от собравшихся зрителей.

  • Елизаветинский театр

sovremennaya-postanovka-v-vosstanovlennom-shekspirovskom-teatre-globus-istochnik-luke-mcgregor,-reuters

Ярким представителем этой эпохи является Уильям Шекспир. Он бросил вызов требованиям классической (античной) драматургии, выводил на сцену фантастических персонажей: призраков, привидений, ведьм. Темы пьес Шекспира: власть, любовь, мораль, трудный выбор. В спектаклях уже нет хора, есть разделение на акты и сцены. Актеры не носят масок. Пьесы Шекспира смотрели сильные мира сего, магнаты. Были еще представления передвижных театральных трупп для простого народа.

  • Просветительский театр

meshchanin-vo-dvoryanstve

Важнейшим представителем этой эпохи в театре является Мольер — он писал комедии, нацеленные на пороки французской буржуазии. Его комедии построены по принципу триединства, реалистичны (без элементов фантастики), персонажи однозначны (хорошие или плохие). Просветительский театр выполнял дидактическую функцию, в соответствии со словами Мольера: «Самый страшный удар наносится слабостям, выставляя их на посмешище мира».

  • Романтический театр

Это театр, который сознательно порвал со всеми ограничениями классической драмы. Здесь гротеск переплетается с трагедией, народные герои столь же важны, как и представители дворянства. Введены монументальные коллективные цены – настолько мощные, что их зачастую сложно реализовать на сцене из-за огромного количества действующих лиц. Драма имеет открытую композицию – нет четкого действия, сцены слабо связаны друг с другом, некоторые драмы вообще не разделены на акты и сцены. Тема — власть, драма личности, бунт, мораль, любовь. Важнейшим элементом романтической драмы является романтический герой — личность незаурядная, очень сложная, часто не в ладах с обществом.

  • Модернистский театр (рубеж 19-20 веков)В эту эпоху в театре было много отсылок как к античности, так и к романтизму. Привнесены сказочные и народные мотивы, много фантазии. Была создана концепция огромного театра, т.е. театра, который стал бы соединением литературы, музыки и искусства. Большое внимание уделялось символизму.
    • Театр в межвоенный период

    Говорить о единообразии театральных спектаклей, поставленных в эту эпоху, все труднее. Были и серьезные драмы, и комедии. Часто в пьесах мир деформирован, содержание эпатажно, здесь доминируют пародия и гротеск, отсутствие хронологии, часто кажется, что и смысла тоже нет.

    • Современный театр (с конца Второй мировой войны до наших дней)

    Pic

    Это век театральных экспериментов. Мир в драме искажен, карикатурен. В работах много гротеска, абсурда и символов. Смешаны литературные жанры, трудно определить место и время действия, отсутствует хронология событий. Режиссеры также используют классические пьесы (созданные в другие эпохи), но преподносят их по-новому, часто противоречиво, ища в них новое содержание.

    Драматические жанры в театре

    Как в эпосе мы различаем роман, повесть, повесть, а в лирике — сонет, оду и гимн, так и в театральной драме существуют различные жанры.

    • Трагедия – ассоциировать с Антигоной Софокла

    Древнейший и долгие годы считающийся самым совершенным жанром драмы. Создан в Древней Греции. Авторы трагедии были связаны очень строгими правилами. Принцип трех единств (единство времени – действие происходило в течение одного дня, единство места – действие происходило в одном месте, единство действия – действие касалось одной нити). Принцип приличия – серьезные темы можно было писать только в торжественном, серьезном стиле. Герои происходили из вельможных и королевских семей. Судьбу героев решала Судьба, то есть судьба – от нее невозможно было убежать. Трагедия заканчивалась плохо для героев. Но почему? Потому что герои были поставлены в безвыходное положение (это трагический конфликт – что бы они ни делали, от своей судьбы им не уйти).

    • Шекспировская (елизаветинская) драма

    Нет правила трех единств. Лирические и эпические элементы свободно переплетались с драмой. На сцене появились фантастические персонажи. Даже в самые трагические моменты присутствовали комические элементы (т.е. отбрасывался принцип приличия).

    • Романтическая драма

    Отрыв от требований классической драматургии и обращение к драме Шекспира. Принцип трех единств и принцип приличия (т. е. обязанность подгонять стиль к рассказываемой ситуации) были отвергнуты. Были введены фантастические персонажи и открытая композиция (отдельные сцены драмы не обязательно должны быть связаны друг с другом, они не должны вытекать друг из друга). Вводился также жанрово-жанровый синкретизм (использование различных литературных жанров — в романтической драме легко найти элементы поэзии и эпоса).

    • Комедия

    Возникла как противоположность трагедии. Это произведение с веселой темой, живым действием и удачным решением для героев. Выделяют комедию языковую — возникающую в результате того, как персонажи разговаривают, ситуационную — моменты, вызывающие смех, характеры — персонажи представлены в карикатурном виде. До времен Мольера комедия считалась низшим жанром драмы, предназначенным для необразованных людей. Мольер создал тип моральной комедии, показывающий специфические социальные недостатки — этот тип называют комедией характеров.

    • Опера

    Словесно-музыкальное представление, состоящее из сольных вокальных номеров (арий), хоровых партий, оркестровых номеров и балетных эпизодов. Опера состоит из либретто. Оперетта — тоже словесно-музыкальное зрелище, но с гораздо более легкой тематикой и развлекательным характером.

    • Гротескная драма

    Жанр современной драмы, характерный для ХХ века (театр абсурда). В гротескной драме не действуют правила классической драмы (нет разделения на сцены и акты, действие не должно двигаться вперед, мир представлен вверх ногами). Гротескные драмы критикуют стереотипное мышление, издеваются над зрителем (или читателем) и подрывают смысл мира.

    • Кабаре

    Сатирическое шоу. Сочетание драмы и музыки. Легкие темы (часто политические и социальные), развлекательного назначения. Кабаре-шоу состоит из куплетов (песен), скетчей (коротких сценок) и сатирических монологов.

    • Вертеп
      • Народное театрализованное представление, связанное с обрядами Рождества. В вертепах принимают участие характерные персонажи – Иисус, царь, ангел, смерть.

        Театротерапия, или целебная сила театра

        Театротерапия – это концепция, основным посылом которой является образование через театр. К его основным целям относится достижение внутреннего роста и обогащение личности благодаря очищающему действию на психику человека. Театротерапия осуществляется через спонтанное театрализованное представление, которое помогает снять подавленные чувства, что в какой-то мере позволяет стать тем человеком, которым вы хотите быть. Театротерапия используется как в групповой терапии детей и подростков, так и взрослых, становится все более популярной в России.

        Существует три вида театротерапии: психодрама, драма и пантомима. Как это работает?

        • Психодрама определяется как спонтанное театральное представление, позволяющее визуализировать и заново пережить межличностные конфликты в терапевтических рамках. Участники психодрамы должны говорить о себе и своих чувствах.
        • Участники драмы вольны выбирать свои роли, а также имитировать различные ситуации, людей или переживания, наблюдаемые в реальности.
        • Пантомима представляет собой немое представление. Таким образом, доминирующими средствами выражения в ее случае являются движения, жесты и мимика. Благодаря этому пантомима использует невербальную коммуникацию. Так называемой лечебная пантомима (в отличие от классической пантомимы, предназначенной для сценического исполнения), также известная как психогимнастика. 

        Истоки лечебного применения театра следует искать уже в древности, так как они связаны с древними представлениями о катарсисе и мимесисе. Мимесис, или «подражание», позволял отражать реальность человеку, значение катарсиса («очищения») объяснял сам Аристотель. По его словам, именно выражение чувств приводит актеров и зрителей постановки в состояние освобождения и очищения, что важно, когда речь идет о терапевтическом измерении этого состояния психики человека.

Den-zashit-detei
Театр АБРИКОТИН на празднике «День защиты детей»

Департамент культуры пригласил театр кукол АБРИКОТИН выступить с нашими спектаклями и мастер классами 1 июня 2019 года на празднике день защиты детей.

Читать далее Театр АБРИКОТИН на празднике «День защиты детей»

o-teatry-moskvy-1
АБРИКОТИН на Театральном фестивале в торговом парке “Отрада”

А знаете ли вы, что 2019 год в России объявлен, как год театра? Это значит, что 2019 год – год детского кукольного театра «АБРИКОТИН».

«АБРИКОТИН» не смог остаться в стороне и было принято решение участвовать в ярком фестивале «О! Театры Москвы!», который проходит весь февраль и март в торговом парке «Отрада».

Читать далее АБРИКОТИН на Театральном фестивале в торговом парке “Отрада”